Частотно-регулируемый привод
Оснащение грузоподъемных устройств, передаточных тележек, внутрицеховых транспортных систем частотно-регулируемым приводом. Разработка проектов модернизации грузоподъемных сооружений, пуско-наладочные работы, настройка, обслуживание и ремонт частотных преобразователей (VFD), прямые поставки оборудования и запасных частей.
Применение частотных преобразователей позволяет существенно снизить нагрузки на металлоконструкции кранов, оборудования и узлов, а также подкрановых путей, увеличить срок эксплуатации, при этом снизить эксплуатационные затраты, повысить безопасность эксплуатации и энергоэффективность.
Основные преимущества оснащения кранов частотными преобразователями:
Частотный преобразователь также имеет аббревиатуру ЧРП (ЧП) или VFD — это тип контроллера электродвигателя переменного тока, который осуществляет управление вращением электродвигателя посредством изменения подаваемой на него частоты и напряжения. ЧРП также широко известны как приводы с переменной или регулируемой скоростью, приводы переменного тока или инверторы. В составе ЧРП имеется микроконтроллер, который помимо основных функций управления двигателем позволяет выполнять различные программируемые сервисные функции значительно расширяя функционал частотного преобразователя.
- Доступен полный диапазон регулировок скоростей вращения электромотора от нулевой до максимальной. Возможно использовать различные механизмы задания скорости - дискретное переключение между несколькими запрограммированными скоростями или плавная бесступенчатая регулировка во всем доступном диапазоне скоростей.
- Предусмотрена возможность задания разгонных и тормозных характеристик приводов, что повышает плавность хода и плавность подъема/ опускания груза, что исключает появление ударных нагрузок и соответственно их воздействие на конструкции крана, редукторы, подшипники при пуске и останове электромоторов. Благодаря отсутствию ударных нагрузок существенно увеличивается срок эксплуатации всего подъемного сооружения без необходимости проведения ремонтов и замены узлов.
- За счет обеспечения плавности разгона и торможения, а также широкого диапазона регулировок скоростей упрощается управление краном, повышается скорость и эффективность выполнения погрузо-разгрузочных или сборочных операций и обеспечивается высокая безопасность эксплуатации подъемного сооружения.
- Частотные преобразователи позволяют более эффективно управлять тормозными механизмами крана и как следствие, существенно снижается износ и соответственно увеличивается срок службы колодок тормозных механизмов.
- Применение частотно-регулируемого привода позволяет снизить потребление электроэнергии, уменьшить нагрузку на питающую сеть и троллейный шинопровод. В итоге повышается общая энергоэффективность, экономия электроэнергии по сравнения с устаревшей пуско-регулирующей аппаратурой достигает 30-40%, увеличивается срок эксплуатации троллейного шинопровода.
- Применяя частотные преобразователи "продвинутых" моделей появляется возможность удаленного контроля параметров электромоторов и оснащение крана различными "интеллектуальными" функциями - антиперекоса моста, антираскачивания груза, микроскорости, удаленный мониторинг и управление и т.д.
- Оснащение грузоподъемного оборудования частотно-регулируемым приводом (презентация)
Ответы на частые вопросы:
На большинстве тельферов изготовленных в Болгарии установлены моторы с конусным ротором, который совмещен с тормозом. На такие моторы возможно устанавливать частотные преобразователи которые, как минимум, имеют мощность на 20-30% большую, чем мощность мотора. Для моторов с конусными роторами мы устанавливаем частотные преобразователи, которые рассчитаны на работу с этими моторами и имеют соответствующие специальные функции. Такие ЧП обеспечивают быстрое нарастание магнитного потока при старте и быстрое размагничивание при торможении.
Да, электромоторы с фазным ротором можно подключать к частотному преобразователю. Для этого обмотки ротора замыкаются и ЧП подключается к статорным обмоткам двигателя. Утверждение о том, что ЧП может вывести старый двигатель из строя в корне не верно. Часто бывают случаи, что до подключения мотора к ЧП он работал, а после подключения частотный преобразователь уходит в аварийный режим и показывает повышенное потребления тока, что говорит о замыкании витков статорных обмоток, что совершенно не значит, что его вывел из строя ЧП, скорее всего, мотор уже долгое время работал с таким замыканием, а релейно-контакторная схема не определяла это, но после установки ЧП это выяснилось, за счет того, что ЧП осуществляет мониторинг состояния двигателя. Также мы рекомендуем устанавливать систему мониторинга тока в обмотках ротора, которую мы предлагаем для установки. Такая система мониторинга позволяет отслеживать исправность щеток, контактных колец и обмоток ротора. В случае износа щеток, обмотки ротора могут быть повреждены из-за перегрева и электромотор будет выведен из строя.
Электрогидравлический толкатель нельзя подключать к выходу частотного преобразователя. Электрогидравлический толкатель, который приводит в действие тормозной механизм рассчитан на напряжение 220 или 380VAC и частоту 50Hz. На большинстве кранов электрогидравлический толкатель подключен параллельно статорным обмоткам двигателя, в случае применения ЧП для управления мотором, толкатель должен быть отключен от статора двигателя и иметь отдельную схему управления с подачей на него стандартного питающего напряжения с частотой 50Hz.
В случае, если требуется сохранить управление крана из кабины и при этом оснастить электромоторы крана частотными преобразователями, мы рекомендуем осуществить модернизацию органов управления кабины крана. Обычно управление из кабины крана осуществляется оператором посредством командоконтроллеров типа ККТ, коммутирующих силовые цепи. Как показывает практика, это весьма неудобный и малоэффективный способ управления краном, поэтому мы производим замену командоконтроллеров на современное джойстиковое управление, которое позволяет реализовать весь потенциал и все преимущества частотно-регулируемого привода, а также существенно облегчить и упростить управление краном.
Мы настоятельно не рекомендуем подключать мотор к частотному преобразователю через троллейный шинопровод со скользящим контактом. Плохой контакт в одной или нескольких фазах (шинах) троллейного шинопровода при работающем моторе, может привести к выходу из строя частотного преобразователя. Если моторы грузовой тележки крана подключены к электрошкафу управления через троллейный шинопровод и туда планируется утсановить частотные преобразователи, то мы рекомендуем заменить его на кабельный токоподвод гирляндного типа, или если это не применимо, то установить частотные преобразователи непосредственно на грузовой тележке крана, осуществить к ним подвод питания через троллейный шинопровод, а команды управления для частотных преобразователей передавать по радиоуканалу, например, используя для этого модель стационарного радиоуправления серии TCS-B08FIX.
Да, это возможно. В наших проектах мы применяем модели частотных преобразователей, которые позволяют хранить параметры настроек для трех электромоторов, т.о. к частотному преобразователю можно попеременно подключать до трех различных моторов с номинальной мощностью не выше той, на которую рассчитан частотный преобразователь.
Ограничить грузоподъемность подъемного механизма с помощью частотного преобразователя возможно, например, можно ограничить максимальный ток, но для территориального органа Ростехнадзора это скорее всего, не будет аргументом для снятия крана с учета, даже если грузоподъемность станет не более 10 тонн.
Действующие ФНП ПБ «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» утвержденные приказом №461 от 26.11.2020г. и действующие с 01.01.2021г в явной форме не требуют разработки проекта модернизации по оснащению подъемного сооружения частотно-регулируемым приводом. Тем не менее, наша стандартная практика, перед выполнением работ по модернизации разрабатывать соответствующий проект, который согласовывается с техническим представителем эксплуатирующей организации, на основании данного проекта производится техническое освидетельствование подъемного сооружения и его испытание.